Песочная анимация 23

1

Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
1.2.

Цель и задачи Программы

1.3.

Содержание Программы

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

Страница

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.

Рабочая программа

2.2.

Учебный план

2.3.

Календарный учебный график

2.4.

Условия реализации программы

2.5.

Формы аттестации

2.6

Оценочные материалы

2.7

Методические материалы

2.8

Список литературы
Приложения

2

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по обучению детей технике рисования песком
«Песочная анимация» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 61» (далее –
Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами и иными
документами, регламентирующими деятельность дошкольной образовательной организации:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021г.№ 2;
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации;
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных
услуг»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 16.09.2020 № 500 «Об утверждении примерной формы договора об
образовании по дополнительным общеразвивающим программам».
Направленность (профиль) программы – психолого-педагогическая
Актуальность и отличительные особенности программы
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников.
Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок,
фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и
3

интересным дошкольникам является рисование песком - «Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал
использования песка. Это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки и
непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной
творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления,
творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для
ребенка рисование песком - это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание
ребенком картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает
благоприятную эмоциональную атмосферу.
Целесообразность: Программа уникальна тем, что сочетает в себе педагогическое (художественно-творческое),
психологическое и арт-терапевтическое направления. Ее специфика проявляется в том, что процесс рисования песком в
специально созданных ситуациях может быть диагностичным, проявлять те нерешенные проблемы, которые ребенок не может
вербализовать, и предоставлять интересную информацию о психике ребенка для коррекционно-развивающей деятельности
педагога, и психотерапевтической деятельности психолога. Особенность программы также заключается в том, что в процессе
художественной деятельности детей создаются условия для интеграции рисования песком и сочинения, рассказывания сказки,
превращения их в единую систему песочной анимации. Содержание программы включает наряду с художественным и
познавательный компонент, что предусматривает наряду с обучением дошкольников технике «Sand-Art» знакомство их с
изобразительным материалом - песком, его видами, свойствами, возможностями использования песка в жизни человека.
Адресат программы –обучающиеся МБДОУ «Детский сад № 61» в возрасте 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы:
Программа реализуется в период учебного года с 1 сентября по 31 мая (9 месяцев). Нерабочие дни: суббота, воскресенье,
праздничные дни (в соответствии с производственным календарем).
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения Программы –
72 часа.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации обучения – групповая (не более 6 человек), длительность занятия –5-6 лет - 25 минут, 6 - 7 лет - 30
мин. (вторая половина дня).
Режим занятий, периодичность, продолжительность

4

Возраст

5-6
6-7

Количество
занятий в неделю
2
2

Количество
занятий в месяц
8
8

Количество
занятий в год
72
72

Продолжительность
занятия (часы)
день
25 мин.
30 мин.

неделя
50 мин
60 мин.

год
1800 мин
2160 мин.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы — развитие восприятия, творческого мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и
саморегуляции, воображения и фантазии посредством метода «Sand Art»








Задачи программы:
Развивать познавательные способности дошкольников (внимание, образное мышление, творческое воображение).
Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное
взаимодействие.
Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
Посредством арт-терапевтических игр и упражнений способствовать гармонизации эмоционально-психических состояний
детей.
Овладение техническими умениями: регуляцией силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение
изменять размах и направление руки при рисовании, гармоничное сочетание линий, света и тени.
Развивать социально - коммуникативные навыки.
1.3. Содержание программы
Содержание программы позволяет обучить в игровой форме для детей 6 года жизни технике рисования песком («Sand-Art»)
и создания простейшей песочной анимации, который может быть реализован в различных условиях образовательноразвивающей работы с дошкольниками. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения с детьми старшего дошкольного
5

возраста. Аттестация осуществляется 2 раза в год (промежуточная – в январе, итоговая в мае). Занятия начинаются с сентября
по май.
В качестве основных форм работы с детьми являются: фронтально-групповые занятия, когда вся группа выполняет одно
и тоже задание, безусловно проявляя при этом творчество и индивидуальность, подгрупповые: работа над изобразительной
задачей в тройках в парах, а также индивидуальные задания. В качестве форм работы с детьми выступают: выставки детских
работ, мультимедийная анимация.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях
комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога, в зоне подгрупповых занятий с воспитанниками.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит
адаптацией в новых для него условиях.
Методика проведения занятий
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к
рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова, просмотр видеоролика, презентации; проведение игр
для привлечения внимания детей; беседу по теме.
Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать,
какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение.
Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла.
После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения изученного материала на занятии каждым
ребенком. Результат фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям:

6

Критерии

Обозначение

Обучающийся полностью усвоил материал
Обучающийся частично усвоил материал
Обучающийся не усвоил материал

О
Ч
Н

1.4 Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы
«Песочная анимация»










В результате освоения программы ребенок имеет следующие показатели:
Проявляет познавательные способности (внимание, образное мышление, творческое воображение);
Умеет выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности;
Наблюдается развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительно - моторной координации, межполушарного
взаимодействия;
Проявляет творческие способности, активность, самостоятельность и инициативность в изобразительной деятельности;
Проявляет элементы саморегуляции своего эмоционального состояния с использованием песка;
Умеет ориентироваться на песочном планшете, заполняя его песком в разной пространственной ориентации ( по вертикали и
по горизонтали)в зависимости от композиции, направления, с использованием графических средств рисования ;
Развита координация системы «рука - глаз» при рисовании песком и на песке;
Создает композицию по сюжетам сказок и историй, обыгрывает сюжет. Сочиняя собственные истории по сюжетам сказок;
Владеет социально - коммуникативными навыками.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Рабочая программа
5 - 6 лет:

7

№

Т
е
м
а

1

«Знакомство с
песочной
страной»
(2 занятия)

2

«В
волшебно
м лесу»

3

«Острова
чувств»

4

«Игрушечный
город» (2
занятия)

5

«Джунгли
зовут»
(2 занятия)

Методическое
обеспечение,
материал

Задачи
Модуль 1
Сентябрь
1. Формировать элементарные представления о правилах игры и рисования песком
на световомстоле.
2. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования песком на
световом столе: песочная струя.
3. Развивать сплоченность детского коллектива через совместную деятельность.
1. Развивать умение создавать картинки, рисунки на песке, используя природный
материал.
2. Развивать зрительно - моторную координацию, невербальное воображение и фантазию.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.

Конаныхина Е.Ю. 54стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
карточки с правилами, печатки и
штампы.

Конаныхина Е.Ю. Песочная терапия
59стр. Световой
стол, сухой
(кварцевый)
песок; карточкимодели,
печатки и штампы, природный
материал

1. Развивать умение создавать песочные композиции, используя печатки и штампы.
2. Учить находить предмет в песке и определять
его на ощупь. 3.Развивать навыки взаимодействия и
сотрудничества.
Октябрь
1. Развивать зрительное и тактильное восприятие.
2. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.
3. Развивать умение позитивно относится друг к другу, снять психоэмоциональное
напряжение.

Конаныхина Е.Ю. стр.62 Световой
стол, сухой(кварцевый)
песок;карточкимодели, штампы, печатки,
различные
фигурки,
природный материал

1. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования песком
на световомстоле: песочная струя на разной высоте.
2. Развивать тактильную чувствительность, умение работать в парах.
3. Развивать умение задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях.

Конаныхина Е.Ю. 68стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
карточки-модели,
фигурки
животных,
природный материал

Конаныхина Е.Ю, 65стр.Световой
стол, сухой(кварцевый)
песок;
карточки-модели, пиктограммы,
природный материал

Ноябрь

8

6

«Приключения
ракушки»

7

«Космическое
приключение»

8

«Вслед за
солнышком»

9

10

11

1. Развивать умение представлять предметы по их словесному описанию и изображать на

световом столе, используя простейший технический прием: песочная струя на разной
высоте.
2. Развивать слуховое внимание, кратковременную
слуховую память. 3.Развивать коммуникативные навыки
детей, умение договариваться.
1. Развивать тактильные ощущения детей, умение действовать по инструкции.
2. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования песком
на световомстоле: песочная струя в разных направлениях (по прямой, по спирали)
3. Развивать доброжелательные отношения, умение быть терпимее друг к другу.
1. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования песком
на световомстоле: песочная струя в разных направлениях (по прямой, по спирали)
2.Развивать умение самостоятельно экспериментировать с
мокрым песком. 3.Формировать доброжелательное отношение
детей друг к другу.

Декабрь
«В гостях у
1. Развивать умение представлять предметы по их словесному описанию и изображать на
Цветочной феи» световом столе, используя простейший технический прием: песочная струя на разной
высоте, в разных направлениях (по прямой, по спирали).
2.Развивать у детей способность прямому к счету, внимание,
зрительную память. 3.Формировать коммуникативные навыки детей.
«В гостях у
3. Развивать умение представлять предметы по их словесному описанию и изображать на
Цветочной феи» световом столе, используя простейший технический прием: песочная струя на разной
высоте, в разных направлениях (по прямой, по спирали).
4.Развивать у детей способность прямому к счету, внимание,
зрительную память. 3.Формировать коммуникативные навыки детей.
«Страна
Гномов»

1. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования песком
на световомстоле: песочная струя в разных направлениях (по прямой, по спирали,
зигзагом).
2.Развивать умение находить предмет в песке и определять
его на ощупь. 3.Развивать навыки взаимодействия и
сотрудничества.

Конаныхина Е.Ю.стр.71 Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
различные
фигурки,
природный материал

Конаныхина Е.Ю. 74стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок; карточки с
изображением
контура
предметов, печатки и
штампы,
природный материал
Конаныхина Е.Ю. 77стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
карточки с изображением контура
игрушек, вода,подносы, формочки,
природный материал

Конаныхина Е.Ю. Песочная терапия
96стр. Световой
стол, сухой
(кварцевый)
песок;
различные
фигурки,
природный материал

Конаныхина Е.Ю. Песочная терапия
96стр. Световой
стол, сухой
(кварцевый)
песок;
различные
фигурки,
природный материал

Конаныхина Е.Ю. стр. 83Световой
стол, сухой(кварцевый)
песок;карточкимодели, штампы, печатки,
различные
фигурки,
природный материал

9

12

«Прогулка по
зоопарку»

Конаныхина Е.Ю. 92стр.Световой
1. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования песком
стол, сухой(кварцевый)
на световомстоле: песочная струя в разных направлениях (по прямой, по спирали,
песок;карточкимодели, штампы, печатки,
зигзагом).
различные
фигурки,
2. Развивать умение создавать картинки, рисунки на песке, используя природный
природный материал
материал.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
Январь
Е.Ю., 94 стр. Световой
1. Развивать умение располагать различные материалы по всей плоскости светового стола. Конаныхина
стол, сухой (кварцевый)
2. Развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание,
песок; карточки с
изображением тортов, штампы,
воображение,мелкую моторику.
печатки,различные фигурки,
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать
коммуникативные навык
природный материал

13

«Затерянный
мир
динозавров»

14

«Путешествие в 1. Развивать умение самостоятельно создавать различные композиции и сюжеты с
сказку»
песком насветовом столе.
2. Продолжать учить находить предмет и определять
его на ощупь. 3.Развивать навыки взаимодействия и
сотрудничества.

15

16

17

Федосеева М.А. 104 стр.. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок,
штампы, печатки,
различные фигурки,
природный материал

М.А. 109 стр. Световой
«Царство песка» 1. Развивать умение располагать различные материалы по всей плоскости светового стола. Федосеева
стол, сухой (кварцевый)
песок;
2. Развивать пространственные представления, ориентировку на песочном листе.
штампы,
печатки,
различные коммуникативные
фигурки,
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать
навык
природный материал
Промежуточная
аттестация

«Песочный
город»(2
занятия)
«Звёздная
страна»

Модуль 2
Февраль
1. Познакомить с техническим приемом рисования песком на световом столе:
рисование ребром ладони
2. Развивать умение располагать различные материалы по всей плоскости светового стола.
3. Стремиться на световом столе с помощью песка выразить свои эмоции и чувства.
1. Развивать умение рисовать, используя технический прием рисования песком на

световом столе:рисование ребром ладони.
2. Развивать умение задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях
3. Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.

Конаныхина Е.Ю. 96стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
фигурки
мышат,
природный материал
Конаныхина Е.Ю. 98стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
различные
буквы,
природный материал

10

18

«Феи
времен
года»

Конаныхина Е.Ю. 101стр. Световой
1. Развивать умение рисовать, используя технический прием рисования песком на
стол, сухой (кварцевый)
песок;
световом столе:рисование ребром ладони.
штампы,
печатки,
различные
буквы,
2.Развивать умение представлять и изображать предметы по их словесному описанию.
природный материал
3.Развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание,
воображение,мелкую моторику.
Март
Конаныхина Е.Ю.105стр. Световой
1. Учить детей пользоваться моделями и использовать их на песке.
стол, сухой (кварцевый)
песок;
2. Развивать умение самостоятельно моделировать ситуацию с использованием
штампы,
печатки,
цыфры,
природныйматериал
различногоприродного материала на световом столе.
3.Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развиватькоммуникативные навык

19

«Сокровищ
е пустыни»
(2 занятия)

20

«Чудо
дерево»

1. Продолжать развивать умение рисовать, используя технические приемы рисования
песком насветовом столе: рисование пальцами и ребром ладони.
2.Развивать умение выстраивать композиции на песке.
3.Помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия.

Конаныхина Е.Ю. 107стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
природный материал

21

«Заколдованные 1. Продолжать развивать умение рисовать, используя технические приемы рисования
буквы»
песком насветовом столе: рисование ладонью и ребром ладони.
2.Развивать чувство уверенности в себе, коммуникативные навыки.
3. Стремиться на световом столе с помощью песка выразить свои эмоции и чувства.

Конаныхина Е.Ю. 110стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
природный материал

22

«Искате
ли
сокрови
щ» (2
занятия)

Конаныхина Е.Ю. 112стр. Световой
1. Закреплять умение рисовать, используя разные технические приемы рисования
стол, сухой (кварцевый)
песок;
песком насветовом столе: рисование пальцами, ладонью и ребром ладони.
штампы,
печатки,
различные
фигурки
2.Развивать пространственные представления, ориентировку на песочном листе.
животных, природный материал
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развиватькоммуникативные навык

Апрель
23

«В стране
вообразили»

1. Закреплять умение рисовать, используя разные технические приемы рисования
песком насветовом столе: рисование пальцами, ладонью и ребром ладони.
2. Развивать умение переключать и распределять внимание, учить сравнивать, развивать
моторику

Конаныхинв Е.Ю. 115стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,

11

24

«Транспорт»

25

«Городской
пейзаж»

26

«Космический пейзаж»

27

«Песочный
вернисаж»
Итоговая
аттестация

1. Познакомить с техническим приемом рисования песком на световом столе: насыпь
междупальцев, умение действовать по инструкции.
2.Развивать умение задерживать внимание детей на разнообразных мышечных
ощущениях. 3.Развивать
способность
понимать эмоциональное
Май
1. Развивать умение рисовать, используя технический прием рисования песком на
световом столе:насыпь между пальцев, рисование ребром ладони.
2.Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад и снять
психоэмациональноенапряжение.
3.Развивать эмоционально – выразительные движения рук.
1. Развивать умение рисовать, используя технический прием рисования песком на
световом столе:насыпь между пальцев, рисование ребром ладони.
2.Развивать умение выстраивать композиции на песке.
3. Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
1. Развивать умение рисовать, используя разные технические приемы рисования
песком на световомстоле.
2. Развивать пространственные представления, развивать слуховую и
зрительную память. 3.Помочь детям истратить накопившуюся энергию во
время занятия.

Тупичкина Е.А. 41стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
различные
фигурки лесных
птиц и животных, природный
состояние
другого
человека,
материал

Тупичкина Е.А. 47стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
различные
фигурки,
природный материал

Тупичкина Е.А .47стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
различные
фигурки,
природный материал
Тупичкина Е.А. 30стр. Световой
стол, сухой (кварцевый)
песок;
штампы,
печатки,
различные
фигурки,
природный материал

6 – 7 лет:
№

1

Тема

Задачи

«Здравствуй
песочная страна»
(2 занятия)

Модуль 1
Сентябрь
1. Закреплять элементарные представления о правилах игры и рисования песком на
световом столе.
2. Развивать умение использовать простейший технический прием рисования
песком насветовом столе: песочная струя.
3. Развивать сплоченность детского коллектива через совместную деятельность.

Методическое
обеспечение, материал

Тупичкина Е.А. 30стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки с правилами, печатки и
штампы.

12

2

3

4

5

«Тайные следы и
отпечатки»

1. Развивать умение создавать картины, используя технический прием рисования
песком насветовом столе: щепоть.
2. Развивать зрительно - моторную координацию, невербальное воображение.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
«Волшебные
1. Развивать умение создавать картины, используя технический прием рисования
точки»
песком насветовом столе: щепоть.
2. Учить находить предмет и определять его
на ощупь. 3.Развивать навыки взаимодействия
и сотрудничества.
Октябрь
«Ожившие
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
линии»
рисованияпеском на световом столе: щепоть, пальцами.
2. Развивать умение самостоятельно создавать различные композиции и сюжеты с
песком насветовом столе по собственному замыслу.
3.Помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия.
«Послушные
1. Закреплять умение создавать картины, используя различные технические приемы
штрихи и линии» рисованияпеском на световом столе: щепоть, пальцами.
2.Развивать воображение, логическое мышление, фантазию.
3.Формировать позитивные и моральные представления об
отношениях.

Тупичкина Е.А.31тр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок,
природный материал

1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: щепоть, ладонью и ребром ладони.
2.Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад и снять
психоэмациональноенапряжение.
3. Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: щепоть, отсечение лишнего.
2. Развивать умение самостоятельно создавать различные композиции и сюжеты с
песком насветовом столе по собственному замыслу.
3.Развивать наблюдательность у детей.
Ноябрь

Тупичкина Е.А. 35стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
печатки
и
штампы, природный материал

6

«Превращения
кружка»

7

«Песочные
мандалы»

Тупичкина Е.А. 32стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
различные
мелкие
предметы,
природный материал

Тупичкина Е.А. 34стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
мелкие фигурки, природный
материал

Тупичкина Е.А. 33стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
печатки
и
штампы, природный материал

Тупичкина Е.А. 36стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели с изображение
животных и их следов, печатки и
штампы, природный материал

13

8

9

«Занимательные
квадрат и
весёлый
прямоугольник»
«Треугольные
фантазии»

10

«В стране
песочной
графики»
(2 занятия)

11

«Деревья: такие
разные»

12

«Цветы: в жизни
и в сказке»

1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: щепоть, пальцами, отсечение лишнего.
2.Развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.
3. Снять психоэмоциональное поведение; развивать умение справляться с грустью.
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: щепоть, пальцами, отсечение лишнего.
2. Развивать умение договариваться, работая в парах.
3.Развивать наблюдательность, коммуникативные
навыки детей.
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: щепоть, пальцами, отсечение лишнего.
2. Развивать умение самостоятельно создавать различные композиции и сюжеты с
песком насветовом столе по собственному замыслу.
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека,
развиватькоммуникативные навыки.
Декабрь
1. Продолжать развивать умение создавать картины, используя различные технические
приемы рисования песком на световом столе: щепоть, ладонью, ребром ладони,
пальцами, отсечение

Тупичкина Е.А. 37стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
деревянный
строитель, природный материал

лишнего в разных направлениях.
2. Развивать пространственные представления, учить ориентироваться на «песочном
листке».
3. Развивать умение задерживать внимание детей на разнообразных мышечных
ощущениях.
1. Продолжать развивать умение создавать картины, используя различные технические
приемы рисования песком на световом столе: щепоть, ладонью, ребром ладони,
пальцами, отсечение лишнего в разных направлениях.
2. Развивать умение самостоятельно создавать различные композиции и сюжеты с
песком насветовом столе по собственному замыслу.
3.Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

штампы, природный материал

Тупичкина Е.А. 37стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
печатки
и
штампы, природный материал

Тупичкина Е.А. 38стр. Световой
стол,сухой (кварцевый) песок;
фигурки лесных зверей,
природный материал

Тупичкина Е.А. 39стр. Световой
стол, сухой
(кварцевый)
песок;
карточки-модели, печатки и

Тупичкина Е.А 39стр. Световой
стол,сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели времен года,
природный материал

14

1. Развивать умение экспериментировать с мокрым песком, используя это свойство.
2. Развивать пространственные представления, учить ориентироваться на « песочном
листке». 3.Развивать доброжелательное отношение детей друг к другу.

13

«Фруктовоовощные
истории»

14

«Обитатели
1. Закреплять умение создавать картины, используя различные технические приемы
морей и океанов» рисования песком на световом столе: щепоть, ладонью, ребром ладони, пальцами,
отсечение лишнего в разных направлениях.
2. Развивать умение самостоятельно создавать различные композиции и сюжеты с
песком на световом столе по собственному замыслу.
3.Развивать коммуникативные навыки детей, умение договариваться.
Январь
«Птицы и
1. Развивать умение выражать положительные эмоции на песочном планшете.
насекомые»
2. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: рисование «темным по светлому».
3. Снять психоэмоциональное напряжение, повысить чувство уверенности.
1. Развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».
«Домашние
2. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
животные»
рисования
Промежуточная
аттестация
Февраль
«Звери»
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
(2 занятия)
рисованияпеском на световом столе: рисование «темным по светлому».
2. Развивать тактильную чувствительность, снимать мышечное напряжение.
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека,
развиватькоммуникативные навыки.
«Песочные
1. Познакомить с техническим приемом рисования песком на световом столе:
человечки»
рисованиеодновременно двумя руками.
(2 занятия)
2. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: рисование «темным по светлому».
3.Развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу.

15

16

17

18

Тупичкина Е.А. 40стр. Световой
стол,сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели обобщающих
объектов, печатки и штампы,
природный материал
Тупичкина Е.А. 42стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
печатки
и
штампы, природный материал

Тупичкина Е.А. 43стр. Световой
стол,сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели, печатки и
штампы, природный материал
Тупичкина Е.А. 44стр. Световой
стол, сухой
(кварцевый)
песок;
карточки-модели, печатки и

Тупичкина Е.А. 45стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели Весна, печатки и
штампы, природный материал

Тупичкина Е.А. 45стр. Световой
стол,сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели, печатки и
штампы, природный материал

15

19

20

21

22

23

24

1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: рисование одновременно двумя руками.
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различныематериалы: стека, кисть.
3. Воспитывать умение договариваться, выполняя задания в команде.
Март
«Игрушки и
11.Развивать умения представлять предметы по их словесному описанию; уметь
предметы быта» самостоятельноописывать объект по признакам.
(2 занятия)
2Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различныематериалы: стека, кисть.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
«Транспорт»
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисованияпеском на световом столе: рисование одновременно двумя руками.
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различныематериалы: ватные палочки, гребешок.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
«Деревенский
1. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
пейзаж»
различныематериалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок.
2. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисования
Апрель
«Городской
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
пейзаж»
рисования песком на световом столе: рисование одновременно двумя руками,
рисование «темным по светлому».
2.Учить детей позитивному отношению друг к другу.
3. Воспитывать умение договариваться, выполняя задания в команде.
«Космический
1. Развивать умения представлять предметы по их словесному описанию; уметь
пейзаж»
самостоятельноописывать объект по признакам.
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различныематериалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок, лопатка и др.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
«Песочные
портреты»
(2 занятия)

Тупичкина Е.А. 45стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели, стека и кисть,
природный материал

Тупичкина Е.А. 41стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели, стека и кисть,
природный материал

Тупичкина Е.А. 41стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, природный
материал

Тупичкина Е.А. 46стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и

Тупичкина Е.А. 46стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
природный материал

Тупичкина Е.А. 47стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
лопатка, природный материал

16

25

26

27

28

29

1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
рисования песком на световом столе: рисование одновременно двумя руками,
рисование «темным по светлому».
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различные материалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок, лопатка и др.
3.Помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия.
«Сказочные
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
животные»
рисования песком на световом столе: рисование одновременно двумя руками,
рисование «темным по светлому».
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различные материалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок, лопатка и др.
3. Развивать умение снимать мышечное напряжение.
Май
«Персонажи
1. Закреплять умение создавать картины, используя различные технические приемы
мультфильмов и рисования песком на световом столе: рисование одновременно двумя руками,
сказок»
рисование «темным по светлому».
(2 занятия)
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различные материалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок, лопатка и др.
3.Развивать умение задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях.
«Рисую
1. Развивать умение создавать картины, используя различные технические приемы
настроение
рисования песком на световом столе: рисование одновременно двумя руками,
на песке»
рисование «темным по светлому».
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
различные материалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок, лопатка и др.
3. Развивать умение снимать мышечное напряжение.
«Песочный
1. Закреплять умение создавать картины, используя различные технические приемы
вернисаж»
рисования песком на световом столе: рисование одновременно двумя руками,
рисование «темным по светлому».
Итоговая
2. Развивать умение самостоятельно создавать песочные картины, используя
аттестация
различные материалы: стека, кисть, ватные палочки, гребешок, лопатка и др.
3. Развивать навыки устанавливать позитивный тактильный контакт.
«Космический
пейзаж»

Тупичкина Е.А. 47стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
лопатка, природный материал

Тупичкина Е.А. 47стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
лопатка, природный материал

Тупичкина Е.А. 27стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
лопатка, природный материал

Тупичкина Е.А. 49стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
лопатка, природный материал

Тупичкина Е.А. 50стр. Световой
стол, сухой (кварцевый) песок;
карточки-модели,
ватные
палочки и гребешок, стека и кисть,
лопатка, природный материал

2.2 Учебный план
17

5 – 6 лет:
Месяц

№
п/п

СентябрьЯнварь

1

2
Февраль –
май

3

Виды и формы деятельности
Модуль 1
«Знакомство с песочной страной»
«В волшебном лесу»
«Остров чувств»
«Игрушечный город»
«Джунгли зовут»
«Приключения ракушки»
«Космическое путешествие»
«Вслед за Солнышком»
«В гостях у цветочной Феи»
«Страна Гномов»
«Прогулка по зоопарку»
«Затерянный мир динозавров»
«Путешествие в сказку»
«Царство песка»
Промежуточная аттестация
Модуль 2
«Песочный город»
«Звёздная страна»
«Феи времён года»
«Сокровище пустыни»
«Чудо-дерево»
«Заколдованные буквы»
«Искатели сокровищ»
«В стране Вообразилии»
«Транспорт»
«Городской пейзаж»
«Космический пейзаж»
«Песочный вернисаж»

Кол-во академ. часов
за учебный год
3
3
2
3
2
2
3
3
2
2
3
2
3
2
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
18

4
Итоговая аттестация
Количество занятий в учебном году
Итого (академических часов):
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
Количество занятий в месяц / объем учебной нагрузки (мин.)
Количество занятий в учебном году / объем учебной нагрузки (час, мин.)

1
72
72
25 минут
2 / 50 минут
8 / 200 минут
72 /1800 мин.

6 – 7 лет:
Месяц

№
п/п

СентябрьЯнварь

1

2

Виды и формы деятельности
Модуль 1
1. «Здравствуй, песочная страна!»
2. «Тайные следы и отпечатки»
3. «Волшебные точки»
4. «Ожившие линии»
5. «Послушные штрихи и линии»
6. «Превращения кружка»
7. «Песочные мандалы»
8. «Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»
9. «Треугольные фантазии»
10. «В стране Песочной графики»
11. «Деревья: такие разные»
12. «Цветы: в жизни и сказке»
13. «Фруктово-овощные истории»
14. «Обитатели морей и океанов»
15. «Подводное царство»
16. «Птицы и насекомые»
17. «Домашние животные»
Промежуточная аттестация

Кол-во занятий
за учебный год
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
19

Модуль 2
Февраль –
май

1. «Звери»
2. «Песочные человечки»
3. «Песочные портреты»
4. «Игрушки и предметы быта»
5. «Транспорт»
6. «Деревенский пейзаж»
7. «Городской пейзаж»
8. «Космический пейзаж»
9. «Сказочные животные»
10. «Персонажи мультфильмов и сказок»
11. «Рисую настроение на песке»
12. «Песочный вернисаж»
Итоговая аттестация

3

2
3
3
3
3
3
2
3
3
4
3
3
1
72
30 минут
2 / 60 минут
8 / 240 минут
72 2160 мин.

4
Итого (академических часов):
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
Количество занятий в месяц / объем учебной нагрузки (мин.)
Количество занятий в учебном году / объем учебной нагрузки (час, мин.)

2.3 Календарный учебный график
5 – 6 лет:
№
п/
п

Тема
Модуль № 1
сентябрь
I

1

«Знакомство
с песочной

II

III

октябрь
IV

I

II

III

Модуль № 2

ноябрь
IV

I

II

декабрь
III

IV

V

I

II

III

январь
IV

I II

февраль
III

I

II

III

март
IV

I

II

апрель
III

IV

I

II

май
III

IV

I

II

III

I
V

2
1
20

2

3
4
5
6
7
8
9

10
11
12

13
14

страной»
«В
волшебном
лесу»
«Остров
чувств»
«Игрушечный
город»
«Джунгли
зовут»
«Приключени
я ракушки»
«Космическое
путешествие»
«Вслед за
Солнышком»
«В гостях у
цветочной
Феи»
«Страна
Гномов»
«Прогулка по
зоопарку»
«Затерянный
мир
динозавров»
«Путешествие
в сказку»
«Царство
песка»
Промежуточная
аттестация

1

2

2
2
1
1

1
1

1
1

2
2

1
1

1

1

1
1

2
2

2

1
1

2

1

21

«Песочный
город»
16 «Звёздная
страна»
17 «Феи времён
года»
18 «Сокровище
пустыни»
19 «Чудодерево»
20 «Заколдованные буквы»
21 «Искатели
сокровищ»
22 «В стране
Вообразилии»
23 «Транспорт»
24 «Городской
пейзаж»
25 «Космический
пейзаж»
26 «Рисую
настроение на
песке
26 «Песочный
вернисаж
(итоговое
занятие)»
Итоговая
аттестация
Количество
занятий по
модулю

1

15

2
2
2

1
1
2
2

1
1

2

2

1
1

2
2

1
1

2

2
2

2

1

36

36

22

Всего занятий за
год

72

6 – 7лет:
№
п/
п

Модуль №1
сентябрь
I

1

2
3
4
5

6
7
8

Модуль№2

Тема

«Здравствуй,
песочная
страна»
Тайные следы
и отпечатки»
«Волшебные
точки»
«Ожившие
линии»
«Послушные
штрихи и
линии»
Превращения
кружка»
«Песочные
мандалы»
«Занимательный квадрат и
весёлый
прямоугольник»

II

III

1
1

1

октябрь
IV

I

II

III

ноябрь
IV

I

II

декабрь
III

IV

I

II

III

январь
I
V

V

I

II

февраль
III

I

II

март
III

IV

I

II

апрель
III

IV

I

II

май
III

IV

I

II

III

2

1

1
1

1
1 1

1

1
1

1
1

1

23

I
V

9
10

11
12

13

14
15
16

19
20
21
22

23
24

«Треугольные
фантазии»
«В стране
Песочной
графики»
«Деревья:
такие разные»
«Цветы: в
жизни и
сказке»
«Фруктовоовощные
истории»
«Обитатели
морей»
«Птицы
насекомые»
«Домашние
животные»
Промежуточ.
аттестация
«Звери»
«Песочные
человечки»
«Песочные
портреты»
«Игрушки и
предметы
быта»
«Транспорт»
«Деревенский
пейзаж»

1 1
1
1
1

1
1 1

1

1

1

1
1

1
2

1
1
1
1

2
1
1

2
1
1

2
1
1

2
2

1

24

«Городской
пейзаж»
26 «Космический
пейзаж»
27 «Сказочные
животные»
28 « Персонажи
мультфильмов
и сказок»
29 «Рисую
настроение на
песке»
30 Песочный
вернисаж
(итоговое
занятие)
Итоговая
аттестация
Всего занятий за
модуль
Всего занятий за
год

1

25

2
1
1

2
2
2
2

2

1
36

36
72

Продолжительность учебного года:
Учебный год: с 1 сентября по 31 мая
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель:
Каникулярный период: зимний период – с 31 декабря по 8 января (1 неделя), летний период с 1 июня по 31 августа
Аттестация осуществляется на двух этапах: в середине учебного года промежуточная (январь) и в конце учебного года
итоговая (май).
Продолжительность и длительность ООД:
Количество занятий в неделю

Количество занятий в

Количество

Продолжительность занятия (мин.)
25

2 (вторая половина дня)

месяц
8

занятий в год
72

день
25мин.

неделя
50 мин.

2 (вторая половина дня)

8

72

30мин.

50 мин.

год
1800
мин
2160 мин.

2.4 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
№
п/п
1.
2
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12

Наименование

Количество

Световые песочные столы (детские)
Световой стол (взрослый)
Кварцевый песок
Геометрические фигуры с углублением, штамповки, формочки
Мелкие фигурки
- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных
профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини
разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и
доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)
- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное
предназначение(вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.

6
1
10
10
по 10

Камера
- Трафареты (животные, рыбы, транспорт)
Магнитная доска
Проектр
Кисточки
Кинетический песок
Юнгианская песочница
Цветной песок

1
1
1
1
10
2
1
8
26

13

Гребешки

6

Дидактическое обеспечение:
 Мультимедийные презентации для детей 5-6 лет;
 Упражнения для развития мелкой моторики;
 Упражнения для межполушарного взаимодействия;
 Система дыхательных упражнений.
Фонотека:
 Сборник классической музыки «Музыкальная шкатулка»;
 Шедевры инструментальной музыки «Морской прибой»;
 Сборник детских песен «Вместе весело шагать»;
 Шедевры классической музыки «Золотая классика»;
 Сборник детских сказок «В гостях у сказки».
Кадровое обеспечение:
Козинова Анастасия Петровна
Образование: высшее, НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» г. Москва, 2008 г., психолог,
преподаватель психологии.
2.5 Формы аттестации
К формам аттестации относятся промежуточная и итоговая аттестация, которая включает в себя выставки, презентации
детских работ, практическое занятие, презентация детей и др.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение
дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – протокол № 1. (приложение 1)
Итоговая аттестация (протокол №2, приложение 2) проводится в виде занятии - презентации «Мы – волшебники» форма фиксации – диплом или грамота. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по
дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы (задания).
27

2.6 Оценочные материалы.
Ребѐнку предлагаются задания, выполнение которых анализируется с помощью определѐнных критериев. Результат
заносится в протокол, который хранится в методическом кабинете в течение одного года.
Обозначение

Критерии

о

Ч

Ч

Н

Н

Критерии
задание
самостоятельно,
безпомощи
взрослого,
в
случае
необходимости обращается с вопросами.
Требуется
незначительная
помощь
взрослого, с
вопросами
к взрослому
обращается редко.
Необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
Выполняет

Обработка результатов промежуточной аттестации:
О - Программа освоена в полном объѐме.
Ч - Программа частично освоена.
Н - Освоение программы находится на стадии формирования.
Психолого- педагогическая диагностика (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Дьяченко О.М.)
№

Ф.И. ребенка

Возраст

Уровни развития
Развитие воображения
Развитие
восприятия

Развитие
моторики рук

1
2
28

3
Начало
года

Уровни

Конец
года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности,
результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой
самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого
качества. 5 баллов
Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера;
качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос,
недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого
замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел
реализован частично.10 баллов

Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование
пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность,
освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами
новизны. 15 баллов
Количество детей в группе

2.7 Методические материалы
Структура занятия.
29

I.
Вводная часть - ритуал «входа» в занятие: приветствие, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую
изобразительную деятельность.
II. Основная часть занятия.
1.
Подготовительная работа. Проведение упражнений для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию.
Повторение освоенных приемов песочного рисования. Выполнение репродуктивных графических упражнений, игр, заданий
(рисование песком статических песочных картин по образцу педагога).
2.
Просмотр страницы мультимедиа-журнала «Тайны жизни песка».
3.
Творческая работа. Творческое применение освоенных приемов рисования. Создание авторских песочных картин.
4.
Песочная анимация. Придумывание и анимация мини-сказки, истории по теме занятия.
5.
Минутка свободного рисования ( Рисование по замыслу или по просмотренному фрагменту «песочной истории»,
сказки, мультфильма)
III. Заключительный этап.
1.
Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и фрагментов анимационных сказок),
мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность,
2.
«Ритуал выхода» из занятия.
Необходимо отметить, что структура занятия в зависимости от выбранных сроков прохождения программы, времени,
отводимого на занятия, а также индивидуальных особенностей детей может быть скорректирована. Так, например, при
увеличении количества часов в программе основную часть можно разделить на три занятия по одной тематике, где первое
занятие будет посвящено репродуктивной деятельности, второе — творческой, а третье занятие — созданию анимационных
песочных картин.
Описание форм и методов проведения занятий:
1. Словесные методы обучения:
беседа;
рассказ;
объяснение;
разъяснение;
вопросы проблемного и исследовательского характера;
словесные игры.
2. Наглядные методы обучения:
30

показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом;
наблюдение;
работа по образцу;
3. Практические методы обучения:
тренинг;
подвижные, пальчиковые развивающие игры
изготовление детских работ
загадки
и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
Ведущие методы педагогической поддержки ребенка в изобразительной деятельности.
В процессе рисования песком на световых планшетах используются разнообразные методы обучения приемам
рисования песком. Перечислим основные.
Методы передачи, освоения и фиксации графической информации
Наглядные методы.
Метод иллюстрации предполагает рассматривание фотографий, графических изображений, песочных рисунков
(взрослых и детей тех) предметов, которые предстоит рисовать песком.
1.
Метод демонстрации включает в себя как непосредственное наблюдение за процессом рисования руководителя
студии, так и просмотр мультимедиа презентаций (мультимедиа-журнал «Тайны жизни песка») и фотографий песочной
анимации (большая роль в качестве наглядной демонстрации способов песочного рисовании отводится показу видеороликов, в
которых представлен процесс создания песочных картин, песочных анимации как детьми, так и взрослыми, в том числе
просмотр мультфильмов, сказок, снятых в технике песочной анимации.
Словесные методы.
1. Слушание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек, музыки) - направлено на художественноэстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.
2. Пояснение, комментирование процесса выполнения приема.
3. Беседа с детьми.
4. Рассказ (истории, сказки).
5. Рефлексия занятия, анализ песочных картин.
Практические методы.
31

1. Поиск приемов адекватных содержанию изображения.
2. Анимация, предполагающая изменение формы изображаемых
предметов согласно развивающемуся сюжету.
3. Графические игры и упражнения.
4. Пальчиковые игры и упражнения.
5. Показ руководителя студии.
6. Рисование с ребенком приемом «рука в руке».
7. Сотворчество, реализуемое в процессе коллективных форм рисования.
Методы активизации изобразительной деятельности.
1.
Репродуктивные, предусматривающие стимулирование повторения изобразительного приема, рисование песочной
картины по образцу.
2.
Частично творческие, стимулирующие внесение отдельных изменений в образец.
3.
Творческие, предполагающие рисование на песочном планшете по замыслу с самостоятельным выбором приемов
рисования, а также самостоятельное создание песочных анимаций как по известным сюжетам, так и по собственно
сочиненным.
Арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств.
1. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний.
2.
Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
3. Метод сенсорного насыщения.
4.
Метод использования арт-терапевтических игр и упражнений на песочном планшете.
Методы контроля и оценки результатов изобразительной деятельности.
1. Метод соотнесения своей работы с образцом;
2.
Метод оценки песочных картин других детей (качество, содержание, эстетическая привлекательность);
3.
Метод экспонирования песочных картин (выставки детских работ, создание электронных портфолио детских
работ)
4. Метод самооценки песочных картин.
Все перечисленные методы используются в комплексе в зависимости от тематики изобразительной деятельности занятия и
графической готовности детей.
Освоение приемов рисования песком.
32

Рисование на песочном планшете имеет свои особенности. Условием успешности ребенка в изобразительной
деятельности является овладение приемами техники песочного рисования, которая во многом отличается от привычных
способов изобразительной деятельности.
Изображение на песочном световом планшете достигается посредством определенного сочетания света и тени, которую
создает песок. Чем плотнее лежит песок на поверхности планшета, тем темнее получается изображение. Изображение на
световом песочном планшете может создаваться различными приемами.
1.
Рисование по песку - светлым по темному (разгребание песка) достигается рисованием на песочном фоне
световыми линиями и пятнами. Фон - тонкий, равномерный слой песка, наносится путем равномерного рассеивания песка над
поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображение получают, нанося различного рода точки (прикосновения подушечками
пальцев или др. материалами), линии на поверхности светового планшета (пальцами, боковой стороной или внутренней
частью ладони, а также др. материалами). Самым простым способом рисования является прием «Отпечатки». Отпечатки могут
наноситься кулачком, боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями. Чаще всего дети для рисования
используют указательный палец, но со временем рекомендуется подключать и все остальные пальцы, как правой, так и левой
руки. Тонкий слой песка при использовании данного приема разгребается, раздвигается, образуя белый просвет - той формы,
какая была задумана рисующим. Создание светлых силуэтных изображений, также можно получить используя прием
«разгребания», «выдвигание» песка (пальцами, ладонью, ребром ладони одной и двумя руками одновременно), которые
осуществляются в определенном направлении (по горизонтали, вертикали, наискосок, по кругу).
2.
Рисование песком - темным по светлому (насыпание песка, «вырезание» формы). Данный прием более
традиционный для техник рисования (карандашами, красками, при котором изобразительный материал оставляет за собой
след, в то же время для детей более сложный, требующей тонкой координации движений руки и пальцев. На белый «световой
лист», насыпается песок любым образом: густыми, толстыми, тонкими, фигурными линиями, щепоткой. Движение песочных
масс может осуществляться также путем «набрасывания» песка на световое поле: толкающими движениями песок рассыпается
по поверхности рисунка. Также получение темной фигуры, формы можно достичь за счет «вырезания» лишнего на темном
песочном фоне и оставления на светлом (вырезанном фоне) нужного изображения.
В качестве основного инструмента рисования выступает рука. Получить изображение на песке можно, используя
следующие приемы рисования:
-Кулаком.
-Ладонью.
-Ребром большого пальца.
-Щепотью.
33

-Мизинцами.
-Одновременное использование нескольких пальцев.
- Симметрично двумя руками.
-Отсечение лишнего.
-Насыпание из кулачка.
Перечисленные способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего. Его задача отобрать
адекватный задуманному сюжету прием. В случае неудачного изображения песочная техника позволяет осуществить
коррекцию, исправить недочеты (присыпать песком, убрать лишний песок).
Последовательность освоения техники «Sand-Art» предполагает предварительное освоения приемов песочного
рисования в процессе выполнения графических упражнений репродуктивного характера. На основе освоенных элементов
песочной техники дети могут проявлять свое творчество как в рамках заданной тематике, так и рисуя по собственному
замыслу. Причем, в начале осваиваются приемы изображения статичных картин, а затем приемы - песочной анимации, т.е.
способы создания серии анимационных картин, объединенных общим сюжетом, в которых рисунки из песка постепенно
трансформируются, каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего и переходят из одного в другой. Анимация
может сопровождаться музыкой.
В качестве сюжета серии анимационных картин может быть сюжет известной или сочиненной сказки, истории, сюжет
мультфильма, стихотворения, песни. Безусловно, анимации, создаваемые дошкольниками могут иметь достаточно
примитивный характер, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей, и включать от 3 до 7 переходов
изображений одного в другой. В дальнейшем, в более старшем возрасте, песочные анимации будут совершенствоваться,
достигать более высокого уровня и превращаться в своеобразный песочный мультипликационный фильм.
В качестве основных форм работы с детьми являются: фронтально-групповые занятия, когда вся группа детей выполняет
одно и тоже задание, безусловно, проявляя при этом творчество и индивидуальность; подгрупповые: работа над
изобразительной задачей в тройках или парах, а также индивидуальные занятия. В качестве форм работы с детьми выступают:
выставки детских работ, участие детей в конкурсах. Проведение индивидуальных или парных занятий рекомендовано для
работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
2.8 Список литературы.
1. Конаныхина Е.Ю. «Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми»- М.: Генезис, 2016г.
34

2. Психолого - педагогическая диагностика (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Дьяченко О.М.)
3. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» -М.:ТЦ «Сфера», 2016г.
4. Тупичкина Е.А. «Арт – терапевтический метод «Sand-art», как средство развития и коррекции эмоционального
интеллекта старших дошкольников. //Детский сад: теория и практика. – 2014г. №4.
5. Федосеева М.А. «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер
средствами песочной терапии»- Волгоград: Учитель, 2016 г.

Приложение№ 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61»
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
дополнительной общеобразовательной программы «Песочная анимация» (для детей 6-го годажизни)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную программу:
35

№ п/п

Ф.И.
обучающегося

Владеет техниками рисования на песочном столе
струейпеска

Песочная
струя на
разной высоте

песочная струя
по прямой,

песочная струя
поспирали

песочнаяструя
зигзагом

Хорошо ориентируется
на песочном столе в
разных направлениях

Умеет самостоятельно
создавать различные
композиции и сюжеты с
песком на световом
столе

Результат
промежуточно
йаттестации

Дата проведения промежуточной аттестации: «
» января
года.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную программу:
(ФИО)

Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61»
36

ПРОТОКОЛ № 2
итоговой аттестации по завершению Модуля 2
дополнительной общеобразовательной программы «Песочная анимация» (для детей 6-го годажизни)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную программу:

№ п/п

Ф.И.
обучающегося

Владеет различными техниками
рисования
рисование ребром ладони

насыпь междупальцев

Умеет
моделироватьситуацию
с
использованием
различного природного
материала на
световом столе

Стремитьсяна
световом столе с
помощью песка
выразить свои
эмоции ичувства

Результат
промежуточной
аттестации

Дата проведения промежуточной аттестации: «
» января
года.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную программу:
(ФИО)

37

Журнал учета посещаемости
детей по программе «Песочная анимация»
1. Табель посещаемости детей
ФИ
ребенка

месяц
1

2

3

4

5

6

7

8

9

31

38

39

40

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».